Сегодня состоялась Торжественная церемония награждения победителей V сезона премии «Неистовый Виссарион», присуждаемой ежегодно литературным критикам за их профессиональные достижения. Обычно (за редкими исключениями) журнал «Перемены» не уделяет внимания подобным событиям, но в этом случае мы, конечно, не можем промолчать. Ведь победу одержала постоянный автор «Перемен» с 2010 года Виктория Шохина, которая вдобавок была номинирована на премию «Неистовый Виссарион» нами же, а конкретно — главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. «Совершенно спонтанно и неожиданно для самого себя, — сообщил Давыдов, — я решил воспользоваться адресованным мне предложением премии выдвинуть кандидатуру от журнала «Перемены», и, посмотрев по сторонам, сразу же увидел, что очевидным победителем премии может быть только Виктория Шохина. Из последних ее текстов, опубликованных на «Переменах», под критерии номинирования подходил только искрометный и подробнейший обзор книги Андрея Бабикова о Набокове «Прочтение». Он-то и был номинирован. Ну и для меня не сюрприз, что жюри выбрало именно этот текст, потому что редко сейчас встречаются настолько профессиональные рецензии на книги».

На церемонии Виктория Шохина присутствовать не смогла, и ее представил главный редактор журнала «Новый Мир» Андрей Василевский (один из членов жюри). Он, в частности, отметил, что при выборе победителя жюри руководствовалось не столько самой номинированной статьей, сколько общим вкладом Шохиной в российский литературный процесс. Это заявление (немного забавное) вполне можно понять… Тем не менее, заметим, что текст «Прочтение «Прочтения» и другие сюжеты» действительно хорош, в независимости от совокупности прежних заслуг Виктории.

«После долгих и мучительных борений наше жюри сочло необходимым дать главную премию «Неистового Виссариона» Виктории Шохиной, — сказал Василевский. — Виктория Шохина — это такой человек, без которого… которого никак не отделишь от истории русской журналистики конца прошлого века и начала нынешнего. Это очень яркая и крупная личность. Очень много чего сделавшая в самых разных областях. И своим текстом, номинированным на премию (а это большая развернутая аналитически-полемическая рецензия на книжку переводчика и критика Андрея Бабикова о Набокове), на мой взгляд и на взгляд большинства членов жюри (раз она получает эту премию), она подтверждает свой высокий экспертный и профессиональный уровень. <...> Это полемический разбор, каковым и должен быть классический полемический разбор… <...> Конечно, писал этот текст настоящий профессионал. Я думаю, что мы приняли правильное решение».

А сама Виктория Шохина в присланной на церемонию речи (названной «Об идеальном критике») восхитительно прошлась по самому Белинскому, чье имя носит премия, по «направленчеству» в литературе и литературной критике, а тем самым косвенным образом и по всей «тусовке»:

«<...> Самый большой соблазн, которого должен избегать идеальный критик, это соблазн идеологический. Вещь эта чрезвычайно опасная, особенно для русской критики. Трансформируясь в партийность, а по сути – в клеймо «наши – не наши», соблазн этот жёстко предопределяет оценку художественного произведения. И тем самым эту оценку искажает, порой радикально. Собственно, времена Неистового Виссариона в этом смысле весьма показательны. В первую очередь благодаря как раз ему, ибо именно он придумал направление как идеологическую систему и с большим удовольствием строил под неё писателей: «Да-с, господа! Литература обязана знакомить читателей со всеми сторонами нашей общественной жизни». Некрасов, сам оказавшийся жертвой направления, позже сетовал: «Нынче разве ленивый пишет без направления, а вот чтобы с дарованием, так не слыхать что-то». Впрочем, нельзя отрицать, что у направления Белинского были свои привлекательные черты.

Но это давно история, хотя и поучительная. Вернёмся в современность. И посмотрим на наш нынешний литературный ландшафт, жестко разделённый на идеологические лагеря. Скажешь, к примеру, что писатель Икс из этого лагеря, а вот писатель Игрек вроде бы из того, и как будто всё ясно. Нет нужды вчитываться в тексты этих писателей, анализировать их.

Дело не в том, что взгляды какого-то писателя какому-то критику не нравятся (это нормально!), а в том, что само неприятие взглядов автоматически переносится на произведения этого писателя. Или наоборот: писатель по взглядом совпадает с критиком, и критику априори нравится всё, что делает этот писатель.

Диктату идеологии и порождаемой ею партийности сопротивляться очень трудно. Хотя бы потому, что идеологическое лекало весьма удобно в употреблении. К тому же у критика есть принципы, поступаться которыми он не хочет. И как-то не принимается во внимание, что критические выводы, сделанные из тех или иных идеологических побуждений, значат не очень много. Примерно столько же, сколько сделанные за деньги.

Нет, конечно, есть и у нас критики, свободные от идеологических (партийных) шор. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в шорт-лист «Неистового Виссариона». Да и в лонг-лист, пожалуй, тоже. Есть издания, имеющие то или иное направление, но проявляющие широту и гибкость. Но всё-таки их меньше, чем хотелось бы.

Вот говорю всё это и одновременно думаю: а ведь я хочу невозможного! Особенно сегодня! Хочу, чтобы критик отбрасывал всё слишком человеческое. Чтобы обретался в мире чистых сущностей, в мире, где нет места не только слабостям, но и простым человеческим чувствам. То есть в мире, куда так просто не попадёшь… Оправдывает меня лишь то, что речь всё-таки об идеале, к которому дОлжно стремиться. Да, среда обитания идеального критика стерильна и жестока в своей стерильности. Но ведь и литература — не благотворительность (напоминал поэт Блок).

Притом премии получать чрезвычайно приятно! Еще раз – спасибо! И особое спасибо уральскому кузнецу Алексею Потоскуеву, выковавшему гонг, в который я буду бить насколько хватит азарта и сил».

***

Глеб Давыдов, посмотрев церемонию на Ютюбе, заметил: «Символично закончилась церемония: завершая ее, ведущий сказал, что, мол, Приз Виктории Шохиной на сцене, и теперь все могут постучать в этот гонг… Вот это действительно важно: победителя нет (по крайней мере, он не появился на сцене), и приз (пусть и временно) достается всем, а победа с последним отзвуком одинокого гонга растворяется в воздухе, становясь достоянием самой жизни. И все же: поздравляем мы сегодня с победой — Викторию Шохину!»

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: